Педагогам на заметку

Творческие игры

В творческих играх происходит отражение впечатлений детей об окружающей жизни. Творческое воображение ребенка проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе выразительно-изобразительных средств для создания игровых образов, в отборе материала. Творческая игра дает педагогу представление об особенностях понимания детьми тех или иных явлений, отношения к ним. Наиболее ярко черты творческой ролевой игры проявляются в сюжетно-ролевых играх.

Творческие игры можно разделить на две подгруппы:
I подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов. К ним относятся подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Сюжетно-отобразительная игра свойственна, преимущественно, детям раннего и младшего дошкольного возраста, а вот игру-драматизацию дети любят на протяжении всего дошкольного детства. 

II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми


Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет.

Почему творческая ролевая игра - основная форма игровой деятельности детей дошкольного возраста?
В творческих играх происходит отражение впечатлений детей об окружающей жизни. Творческое воображение ребенка проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе выразительно-изобразительных средств для создания игровых образов, в отборе материала. Творческая игра дает педагогу представление об особенностях понимания детьми тех или иных явлений, отношения к ним. Наиболее ярко черты творческой ролевой игры проявляются в сюжетно-ролевых играх.

Какова структура сюжетно-ролевой игры?
Основа сюжетно-ролевой игры - воображаемая ситуация, в ней наиболее ярко выражено расщепление действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в сюжет, роль, принимаемую ребенком на себя, и связанные с ней действия.

Что такое игровой сюжет?
Это предмет игрового воображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны игровые роли. Наиболее распространены профессиональные и приключенческие сюжеты детских игр.

Что представляет собой игровая роль?
Это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Основа роли - отношение ребенка к принимаемому образу, отождествление себя с ним. Роль выражается в речи, действиях, выполняемых ребенком, в мимике и пантомимике. Интерес ребенка к той или иной роли связан с ее местом в сюжете, привлекательностью образа для ребенка.

Что такое игровые действия?
Это действия игрового замещения. замещение основано на расщеплении выполняемого действия и смысла, который в него вкладывается(кормление куклы игрушечной ложкой, использование вместо ложки палочки - во всех примерах смысл один, а действия разные).

Что определяет содержание детских игр?
Многочисленные исследования (Д.Б. Эльконин, П.Г. Саморукова, Т.И. Бабаева, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что источником содержания детских игр являются ситуации, где:
- ребенок активно действует вместе с взрослыми;
- ребенок выступает как объект действия взрослого;
- ребенок наблюдает деятельность взрослого либо узнает о ней опосредованным путем.
Ведущий источник игры - тот, который вовлекает ребенка в активное сопереживание, вызывает яркое эмоциональное отношение, обеспечивает освоение дифференцированных представлений.





Комментариев нет:

Отправить комментарий